Милостью царицы Екатерины II

Настоящим подарком к 225-летию создания Центрального Духовного управления мусульман России стала книга участника Великой Отечественной войны, отличника здравоохранения СССР, кандидата медицинских наук, врача высшей квалификационной категории, автора боле 70 научных работ по самым актуальным вопросам медицины и здравоохранения, члена Уфимского городского общества краеведов имени Флюры Ахмеровой Асхата Аскаровича Мингазетдинова «Милостью царицы Екатерины II».

Более пятидесяти лет трудился Асхат Аскарович на поприще охраны здоровья населения Республики Башкортостан. Родился он в г. Бугульма Татарской АССР. Автор и соавтор многих изобретений.
Награжден боевыми и трудовыми орденами и медалями. На протяжении многих лет является прихожанином мечети «Ихлас», членом матавалията Уфимской мечети «Ихлас».
В своей книге «Милостью царицы Екатерины II» Асхат Аскарович останавливается на факте истории зарождения ислама в Западной Аравии более четырнадцати веков назад и о проникновении ислама в мусульманском мире, уже начиная с VII века, и, в частности, в среду народов Волжско-Уральского региона.

В книге-альбоме подчеркивается, что наибольшего расцвета ислам достиг в Золотой орде. В начале ХIV века было завершено принятие ислама в качестве государственной религии Золотой орды, что способствовало дальнейшей интеграции тюркоязычных народов. Соответственно, это сильно повлияло на всю последующую историю тюркских народов Евразийского пространства.
Принятие ислама приводит к изменению государственного статуса, повсеместно ведется строительство новых мечетей, складывается иерархическая структура мусульманского духовенства во главе с потомками пророка», пишет в своей книге Асхат Мингазетдинов.
Тем не менее, известно, что с приходом к власти и завоевания Казани Иваном Грозным в 1552 г. начинаются гонения на иноверцев.

Новый этап проникновения и развития ислама в России связан с именем императрицы Екатерины II, сделавшей много полезного для мусульман. «Она понимала недопустимость ущемления религиозных прав татарского населения. И первая из монархов перестала подавлять ислам и мусульманское духовенство в России.

«Чтобы лучше познать жизнь и потребности народа, императрица много путешествовала, побывала в Казани и в угоду населению объявила себя «Казанской помещицей». Екатерина II издала законодательные акты «Об определении мулл и прочих чинов Магометанского закона и об учреждении в Уфе Духовного собрания для заведования всеми духовными чинами того закона, в России пребывающими» (именной Указ от 22 сентября 1788 г.); «О назначении муфтия над всеми обитающими в России Магометанского закона людьми» (именной Указ от 22 сентября 1788 г.); «Об определении в учрежденное в Уфе Духовное собрание Магометанского закона секретаря, канцелярских и прочих служителей, с произвождением им жалованья» (высочайший информированный доклад Сената от 20 апреля 1789 г.).

Во главе новоизбранного закона Уфимского Духовного Магометанского собрания стал муфтий, получивший также титул Первого Ахуна. Позднее были приняты другие указы по духовным управлениям, касающиеся южных регионов России.

Вне всяких сомнений Указы Екатерины II имели огромное значение в многонациональной стране, как Россия. Они дали толчок демократии в стране, развитию духовности, национальной культуры и образования. Екатерина II способствовала активному строительству мечетей.
В конце VII века в России строились исламские храмы с минаретами.

Свидетельством лояльного и терпимого отношения Екатерины II к исламу является изданный ею Указ Синода «О терпимости всех вероисповеданий», где указывалось: «Как Всевышний Бог терпит все веры, языки и исповедания, то и ея величество из тех же правил, сходствуя Его воле…»
Желая любви и согласия между подданными, царица, на жалобу главы Епархии, епископа Вениамина так: «Я определила им (татарам) место на земле, а в небо они вольны «подниматься» по своему усмотрению потому, что небо не входит в мои владения».

«Екатерина II, посетив Казань лично, почувствовала религиозную многоликость, лучше познав татар и лидеров Ислама, в то же время конфронтацию православия», — пишет Асхат Аскарович. Все это дало ей возможность сделать, на взгляд А.А.Мингазетдинова, следующие выводы:
— центром ДУМ выбрать Уфу, а не Казань;
— преимуществом Уфы является ее выгодное географическое положение между Европой и Азией. Отсюда через Оренбург, где был также развит ислам, открывается путь в Казахстан, в Среднюю Азию, а также в Сибирь и далее на Восток;
— лидеры мусульман и православия в Уфе если и имели трения между собой, то не в таком масштабе, чтобы могли доходить до императора, как это происходило в Казани;
— новое Духовное управление в Уфе было лояльным не только по отношению к царю, но и к духовным лидерам двух конфессий;
— создавая ДУМ в Уфе лучше было бы начинать все с «чистого листа», чем разгребать накопившийся столетиями груз между двумя конфессиями в Казани.

В книге автор приводит примеры из своей жизни, о приобщении к исламу, своей вере в семье, о традициях, переданных его родителями.
А.А.Мингазетдинов справедливо пишет о том, что необходимо повысить статус мусульман в России. «Голос российских мусульман должен громче звучать на международной арене и в мировом исламском обществе.

Асхат Аскарович рассказывает о праздновании исторической даты – 225 –летии создания ЦДУМ России, торжественном собрании, посвященном дате основания «Духовного собрания Магометанского закона», состоявшемся 22 октября 2013 года в Уфе.

Важно, отмечает автор, что глава нашего государства, президент В.В.Путин указал на необходимость воссоздания собственной богословской школы, чтобы обеспечить суверенитет российской школы, которая должна стать авторитетной для всех верующих. Необходимо создавать партнерские отношения с Русской Православной Церковью.

Верховный Муфтий, председатель ЦДУМ Талгат Таджутдин выразил чаяния и стремления всех мусульман России – объединение людей доброй воли, преодоление таких явлений, как экстремизм, терроризм и прочие беды исламского мира, возвращение авторитета, которым пользовались мусульмане на протяжении веков. Ведь под знаменем ислама всегда были и остаются справедливость, умеренность и золотая середина.

Книга, подготовленная А.А.Мингазетдиновым, несомненно, заслуживает внимания общественности республики. По сути, она сегодня является практически единственным печатным трудом, выпущенном к юбилейной дате — К 225-летию создания Центрального Духовного управления мусульман России и очень ценна как для широкого круга читателей, так и для историков, краеведов, журналистов, религиозных деятелей.

Марьям Каримова, член Союза журналистов РФ и РБ.
  • 0
  • 19 марта 2014, 11:15
  • emagik


Комментарии (1)

RSS свернуть / развернуть
комментарий был удален


Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.