Пьеру Ришару. До востребования.

12 марта 2011 года в Уфе состоялся спектакль легендарного французского комика.


Весьма нечасто заграничные гости посещают с гастролями какие-либо другие города, окромя Москвы и Санкт-Петербурга. Ещё реже они доезжают и до Уфы. За последние 10 лет к нам в город пожаловали из мировых звезд разве что только a-ha и Scorpions. Последние, к слову, в рамках своего прощального турне Уфу все-таки объезжают, давая концерты в соседних Магнитогорске, Казани, Омске. А тут внезапно прогремела новость, что кумир миллионов европейцев и россиян, Пьер Ришар, выступит на сцене ДК «Нефтяник» с автобиографическим спектаклем «Пьеру Ришару. До востребования»! Цена за полтора часа радостных мгновений оказалось не менее впечатляющей, чем сама новость — от 1,5 до 5 тысяч рублей. Однако мечта есть мечта, на неё не жалко никаких денег.

Тем не менее, даже такой небольшой зал не был заполнен полностью. Хотелось бы надеяться, что во всем виновата цена на билеты, а не культурная непросвещенность уфимской публики. Как бы то ни было, порядка 90% зала все же было освоено страждущими увидеть легенду воочию. По незримому мановению работников ДК, обитатели задних рядов начали переселяться на свободные места рядов передних, и через пару минут все готово было к началу представления. Настойчивые аплодисменты все активнее приближали неизбежное.

Пьер Ришар появился на сцене в черном костюме и белых кроссовках в весьма бодром расположении духа. По его движению, эмоциям, лицедейству и голосу никак нельзя было сказать, что ему уже 76 лет! Разве что седовласая шевелюра выдавала его истинный возраст. С самого начала представления Пьер не забывал радовать публику своей фирменной жестикуляцией, поклонами, походкой, улыбкой. Сопровождала сие бурное зрелище его бархатная эмоциональная речь на французском языке. Над головой актера висело небольшое табло, дающее синхронный перевод всего сказанного уже на русский язык.
Начал Пьер с небольшого монолога-вступления, по завершению которого, перешел непосредственно к письмам. В них ему писали очень разные люди, то восхищаясь им, то выражая поддержку, то просто вспоминая важные эпизоды его творческой деятельности. Тут было все: и упоминания о его первой театральной роли, и попытки африканца из Конго быть всячески похожим на своего кумира, путем перекраски и завивки волос, а также ударами головой о фонарный столб, и даже приглашение к совместному самоубийству! Письма плавно перетекали в смешные рассказы из жизни, в которых фоном идёт грустная нотка — по ушедшим друзьям, встречам. Нашему зрителю, наверное, трудно было понять некоторые из них, так как многие из упомянутых им личностей его времени, попросту нам незнакомы. Но вот его шутки постоянно приводили зал в восторг. Кто бы сказал, что человек способен с таким изяществом шутить над собой! С такой пронзительной грустью в голосе вспоминать друзей… И снова шутить… Подавать всем своим видом образец для подражания, говоря при этом, что «только подражая, можно сохранить оригинальность». Его потрясающие истории про попытки нырнуть с камнем в руке, дабы дотронуться до морской звезды, происходившие на глазах шокированной семьи, решившей устроить пикник на пляже, про легион римских солдат, самовольно павших на театральной сцене, про попытки поднять гроб полный песка, про стрекозу с примесью грязи, Моисея и Винни-Пуха, про отчаянные попытки пантомима заговорить, сидя с открытым ртом в кресле дантиста и многие, многие другие пользовались огромным успехом у публики! А уж шутки и сравнения а-ля «Арнольд Шварценеггер — женщина» просто взрывали преисполненный чувствами зал.

В перерывах между этюдами на сцене появлялся сын Пьера Ришара — Оливье Дефэй. Он дополнял постановку великолепными импровизациями на саксофоне, которые то и дело Ришар пытался заглушить то гитарой, то гигантским горном, то колокольчиком, то трещоткой. Всё это было в шутку, конечно. «Знаете, я очень люблю джаз» — сообщает он нам в первой же фразе своего спектакля. Джаз — не как мелодия, а как настроение. Под музыку Пьер говорит, что когда смотрит на занавес, вспоминает то одного, то другого, и любой из упомянутых для него становится воплощением театра, символом актерской профессии. Для каждого из великих современников, находится своя интонация — проникновенная и лирическая для Брассенса, довольно едкая для Азнавура и Жана Марэ, случай с Мадлен Рено — вполне водевильный, поскольку на ее дне рождения он умудрился пролить ей шампанское на платье, а эпизод встречи с Марселем Марсо — просто скетч, речь идет о столкновении двух актеров у дантиста.
Завершая действие, Пьер Ришар привычным образом покинул сцену, но ненадолго. Спустя пару секунд он вновь вернулся, чтобы попрощаться с ликующим стоя залом. Героя вечера долго не отпускали со сцены, а, возможно, он просто не хотел покидать её сам. Десятки раз поклонившись восторженной публике, Пьер выдал ещё пару забавных моментов со своим сыном, который еще на прощание сыграл отрывок из музыкальной темы к/ф «Игрушка». После этого, Ришар уже окончательно распрощался с уфимской сценой.
Тут-то и наступил самый неприятный момент вечера, бесповоротно подпортивший все впечатление. Достаточно небольшой группе самых преданных поклонников было достаточно жестко отказано в их желании сфотографироваться со звездой и взять у неё автограф. Наиболее отъявленные из них пообещали все же взять свое и обвести охрану вокруг пальца, быстро перекочевав их здания ДК к запасному выходу у билетных касс, где Пьера уже ожидал разогревающийся автомобиль от «RADUS». Однако, когда кумир появился-таки в дверях, он целиком и полностью проигнорировал страждущую публику, быстро спрятавшись за тонированными окнами авто, даже не помахав рукой. Возможно, он подумал, что это так нелюбимые им папарацции. А вот довольные охранники ехидничали по этому поводу: «Ну что, обломались? Хотели нас обмануть? Ну вот получайте». Да, их превосходство над худенькой девушкой в очках было очевидным.
Как бы то ни было, до сих пор не верится, что человек, который с детства стал чуть ли не легендой для миллионов жителей нашей Республики, побывал со спектаклем в Уфе! И этот человек творил в одиночку на сцене волшебство. Сколько же жизни и энергии в нем! Весь мир не устает поражаться тому, насколько гармонично и красиво он выглядит и сейчас!

А закончить хотелось бы цитатой из его спектакля, которая не скоро покинет еще головы уфимских зрителей:
«Когда опускается занавес, клоуны плачут, как вы утверждаете. Но только если занавес опустился им на голову. К счастью, со мной такого ещё не случалось».
  • +10
  • 13 марта 2011, 12:24
  • Nii-san


Комментарии (0)

RSS свернуть / развернуть

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.